Вчера наше магистраторское занятие проходило в музее имени Пушкина. У нас была экскурсия по театру, а потом - просмотр спектакля.
Поэтому сегодня снова о спектакле для взрослых.
МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ
Где-то в степях Азии живет семья - Мать, Отец и Три сына.
Жили - не тужили, работали в поле.
Старший сын невесту себе нашел, женился на ней.
Пришла война - Отец с Сыновьями ушли на войну и не вернулись.
Жена старшего сына забеременела от чужого мужчины и умерла при родах.
Остались в целом свете только Мать и Младенец.
Это краткий и очень вольный мой пересказ спектакля, поставленного по повести Чингиза Айтматова.
Спектакль пластический, в нем нет ни одного слова, он весь состоит из танцев: не надо слов, чтобы описать горе, постигшее одну простую семью.
Честно говоря, я, несмотря на чтение либретто, всё равно всё поняла неправильно.
В спектакле, помимо членов семьи есть еще один персонаж - женщина, одетая в темные одежды.
Она не танцует со всеми, не принимает участия в общей жизни - она играет на виолончели, а потом просто ходит и смотрит. Но смотрит так, что мороз по коже.
Поскольку я пришла неподготовленная - ни повесть не прочла, ни аннотаций никаких (а я люблю смотреть всё с чистого листа - это гораздо увлекательнее. Тебя минуют разочарования и чрезмерные ожидания: ты просто сидишь, смотришь и такой:оооооо. А теперь:ааааа...), то я решила, что вот же она - мать.
А другая женщина - это видимо старшая дочь её.
Непонятно только почему эта Чёрная мать в конце не принимает участия в жизни младенца?
Когда после спектакля я перечитала программку - я поняла, что вообще смотрела другой спектакль.
И мне, видимо, надо еще раз сходить, посмотреть, чтобы понять о чем вообще хотел сказать автор.
Поставил спектакль режиссёр Сергей Землянский, он же выступил и хореографом, завораживающих танцев и почти акробатических номеров, которые смотришь, затаив дыхание, ловишь каждый жест, каждое движение, и думаешь: а как это у них так получается?
В общем, несмотря на неправильное прочтение спектакля, я всё равно обрыдалась - невозможно сдержать в себе слёзы, потому что уж очень много перекликается с нашей современной действительностью.
Ну и финальным ножом в сердце для меня была сцена в которой все ушедшие смотрят на оставшуюся в этом мире Женщину с Младенцем и ободряюще улыбаются.
И всё.
Мне этого хватило, чтобы вспомнить тени всех своих предков, и проклиная всё на свете искать затерянный в недрах сумки носовой платок, чтобы несильно мешать соседям своими всхлипами.
А спектакль - замечательный. Правда-правда.
Фото Театр имени Пушкина